Общественный транспорт в Стамбуле, 2025
Обновлено: 11 ноября 2024
Знание видов общественного транспорта это залог успешной самостоятельной поездки в Стамбул. Умение не только хорошо ориентироваться в мегаполисе, но и быстро построить безошибочный маршрут передвижения - вот что необходимо для каждого самостоятельного путешественника. Туристы смогут обнаружить в Стамбуле множество отличных вариантов для передвижения по городу. Общественный транспорт в Стамбуле это множество самых различных способов и видов передвижения, начиная от юрких мкикроавтобусов долмушей, и, заканчивая Мармараем или линиями метро, которые мгновенно переносят туриста между континентами или конгломератами громадных округов города.
Сегодня город испытывает проблемы с трафиком. Автобусы и такси уже давно перестали быть надежным и быстрым видом общественного транспорта в Стамбуле. Поэтому туристам нужно отдать предпочтение метро и Мармарай. В ряде случаев даже пешее передвижение будет более быстрым, особенно в таких районах, как Султанахмет, Галата и Таксим. Оплата проезда в общественном транспорте в Стамбуле, за редким исключением, ведется при помощи единой транспортной карты, которая называется ИстанбулКарта (Istanbulkart). Каждый турист должен иметь ее в кармане, а также знать - где и как пополнить ее баланс.
Автобусы
Автобусы являются самым распространенным видом городского транспорта Стамбула. Число маршрутов этого вида транспорта приближается к 500, а подвижной состав достигает 3000 единиц. Автобусное сообщение опутывает турецкий мегаполис, словно гигантская паутина, поэтому неудивительно, что даже сами жители города плохо разбираются в нумерации маршрутов, направлениях движения и остановках автобусов.
Автобусы в Стамбуле принадлежат муниципальной компании I.E.T.T. либо частным компаниям. В первом случае на автобус обязательно нанесена эмблема компании. Муниципальные автобусы окрашены преимущественно в красный или зеленый цвет. Частные автобусы зачастую окрашиваются в оттенки синего или желтого цвета. По большому счету для туристов нет принципиальной разницы в принадлежности автобуса той или иной компании. Практически все модели автобусов в Стамбуле оборудованы системами кондиционирования, имеют панорамное остекленение со светоотражающим покрытием, снабжены табло с бегущей строкой, куда выводится названия остановок.
Оплата проезда в автобусах выполняется преимущественно Истанбул картой. Входить в автобус всегда следует только через переднюю дверь, где установлен электронный считыватель Истанбул карт, окрашенный в оранжевый цвет.
Однако автобус для туриста это наихудший вариант передвижения. Абсурдная нумерация, непонимание маршрутов движения этого вида общественного транспорта в Стамбуле в сочетании с постоянным переполнением салонов - вот три причины, по которым туристы обычно игнорируют это средство передвижения. Кроме того, поездка на автобусах потенциально сопряжена с гигантскими пробками, которые надолго парализуют движение, особенно на подъездах к мостам. Дополнительная информация приведена здесь.
Долмуш
Общественный транспорт Стамбула немыслим без микроавтобусов, выполняющих короткие рейсы в пределах городских кварталов (махалле). Это транспорт местных жителей, так как не в одном из путеводителей не упоминаются их маршруты. Долмуш легко остановить в любом месте маршрута движения. Салон рассчитан на 8-10 человек, но набивается в два раза больше пассажиров. Скорость перемещения чуть выше, чем в городском автобусе, а стоимость проезда в 2-3 раза выше. В долмушах оплата проезда принимается только наличными турецкими лирами. Подробнее о долмушах можно узнать по ссылке.
Метробусы
Проект BRT (или метробус) предполагает движения автобусов по специально выделенным и зачастую огороженным полосам. В качестве средства движения выбираются сочлененные автобусы последнего поколения, вооруженные двигателями до 300 л.с. При этом, как в метро, в салонах метробусов отдается предпочтение местам для стояния. Благодаря этому, только один сочлененный автобус перевозит до 200 пассажиров. Кроме этого, для убыстрения посадки во все двери метробуса, пассажиры должны пройти билетный контроль заранее. Поэтому остановки metrobus специальным образом огорожены и имеют автоматические турникеты для входа. Для оплаты проезда в метробусе в Стамбуле используется универсальная Истанбул карта.
Метробус как вид общественного транспорта в Стамбуле настолько популярен, что нередко возникает давка и создаются громадные очереди к турникетам, особенно в часы пик утром и вечером. Обычно метробусы следуют с интервалом не более половины минуты и передвигаются с высокой скоростью.
Конечные или промежуточные остановки метробуса обычно соседствуют с остановками других видов городского транспорта, чаще всего, автобусов. Тем самым обеспечивается удобная пересадка, без необходимости перехода проезжего полотна. Это очень важно для безопасности школьников или престарелых людей. Метробус замыкает на себе иные городские транспортные сети, становясь одной из центральных магистралей Стамбула. С точки зрения туризма метробус является удивительным, но бесполезным видом транспорта. Все достопримечательности в городе расположены далеко от проложенных трасс метробусов. Детально тема раскрыта в материале.
Метро и Трамвай
Метро и трамваи являются более современными, быстрыми и экологически чистыми элементами системы общественного транспорта в Стамбуле. Работают метро и трамваи в Стамбуле с шести часов утра до полуночи.
В настоящий момент действующими линиями метро являются аэропорт Ататюрк - Аксарай (линия M1), Хаджиосман - Шишхане (линия M2), Киразли - Метрокент (линия M3) на европейской стороне. А также Кадикой - Картал (линия М4) и на азиатской стороне. Менее популярны у туристов ветки метро Ускудар - Чекмекой (линия М5) и Богажичи-Хисарюстю (линия М6). Также уместно вспомнить о линии метро M11 Гайреттепе - Новый аэропорт, которая находится в стадии строительства. В недалеком будущем она соединит Новый аэропорт с сетью метрополитена в европейской части города. Поездка на метро - единственный способ избежать пробок на оживленных улицах города. Большая статья о метрополитене доступна для чтения.
Трамваи также являются быстрым и простым способом путешествовать по самым популярным районам Стамбула. Трамваи курсируют от Баджилара до Кабаташа (линия Т1), эта линия проходит через районы Эминену и Султанахмет. Также проложена менее популярная у туристов ветка от Топкапы до Месджид-и Селам(линия Т4). Вагоны трамвая изготовлены в Европе, снабжены кондиционерами, а движение по рельсам практически бесшумное. Обстоятельно вопрос о самой популярной линии трамвая - Т1 обсуждается в статье.
Исторические трамваи
Функции общественного транспорта в Стамбуле выполняют так называемые исторические трамваи, которые двигаются по небольшим линиям, проложенным еще в прошлом веке. Они очень популярны у туристов, а красные вагончики стали символами города. Линия М2 проходит по маршруту площадь Таксим, вдоль улицы Истикляль до верхней остановки Тоннеля. Маршрут проложен в европейском округе Бейоглу и имеет протяжённость всего 1,6 километра. Каждый день исторический трамвай Т2 перевозит около 5-6 тысяч пассажиров. На данном маршруте курсируют стилизованные под старые электрофицированные трамваи, на подножках которых любит прокатиться бесплатно стамбульская детвора.
Относительно недавно, в 2003г. состоялось открытие второй линии исторического трамвая по замкнутому маршруту Т3 в азиатской части Стамбула, в квартале Мода. Линия трамвая имеет протяжённость около трех километров. Четыре вагона перевозят с интервалом в десять минут перевозят более 2 тысячи пассажиров в сутки.
Исторические трамваи Т2 и Т3 работают, начиная с семи часов утра до девяти часов вечера. Перед поездкой надо учесть, что проезд в историческом трамвае обязательно оплачивается транспортными картами Стамбула. Подробная информация доступна по ссылке.
Мармарай
Общественный транспорт в Стамбуле уже немыслим без "Мармарай". Это амбициозный проект, главное назначение которого соединить линией метро европейский и азиатский берега города через тоннель, искусственно созданный на дне Босфора. Обеспечивает высокую скорость пересечения пролива в противовес традиционным паромам. На европейском берегу базовая станция находится в вокзале Сиркеджи, а на азиатском в округе Юскюдар. Также популярна станция Йеникапы, где Мармарай связан с переходом к линиям метрополитена М2 и М1, а также имеет непосредственный выход к узловой остановке паромов. В данный момент на единственной линии Мармарай окрыто всего пять станций. Часы работы и стоимость оплаты аналогичны метро.
Пригородные поезда
В многомиллионном городе ранее существовали два маршрута движения пригородных поездов. Первый: Сиркеджы - Халкалы (18 станций), проложенный вдоль европейской части города. Станция отправления - железнодорожного вокзал Сиркеджи. Второй маршрут движения пригородных поездов: Хайдрапаша - Гебзе (28 станций), который был проложен на азиатской части Стамбула. Станция отправления - железнодорожный вокзал Хайдарпаша. В настоящее время пригородные электропоезда как вид общественного транспорта в Стамбуле больше не функционируют. Этот вид транспорта обсуждается в статье.
Паромы
Один из лучших вариантов быстрого перемещения между Европой и Азией или спокойного осмотра города является паромное сообщение. В Стамбуле существует множество причалов паромов и морских автобусов, которые соединяют берега Босфора, Золотой Рог, Принцевы острова и другие области. «Vapur» (большие паромы) соединяют основные районы ежедневно в период с 07:00 до 23:00 часов. Работают и маленькие паромы, которые отправляются в рейс каждые 5-15 минут. Популярны морские автобусы, которые объединяют по морю не только районы города, но и города на побережье Мраморного моря. Местные паромы, которые обслуживаются компанией Sehir Hatlari, входят в систему общественного транспорта в Стамбуле. Самые популярные маршруты объединяют по морю причалы Кадикой, Эминону, Ортакой и Каракой. Использование паромов - лучший способ добраться до Принцевых островов, а также самый доступный способ совершить поездку по Босфору.
Тюнель
Тюннель является пассажирской подземной железнодорожной системой, причем, одной из старейших в мире. Даже внешний вид вагонов поездов подчеркивает это. Метро "Тюннель" Т2 за каких-либо 90 секунд доставит пассажиров на высоту 573 метра в конец Истикляль Джадеси. Далее туристы смогут легко добраться до Галаты, или пересесть на ностальгический трамвай для поездки до площади Таксим. Тюннель избавит людей от необходимости утомительного подъема в гору. Метро "Тюнель" работает с 7:00 до 22:00, а вагоны курсируют с интервалом в две минуты. Прочитайте небольшой материал о тоннеле по ссылке.
Такси
Общественный транспорт Стамбула немыслим без такого вида транспорта как такси. Более двадцати тысяч таксомоторов выходят ежедневно на линию для обслуживания местных жителей и туристов. Существует три категории такси - от эконом класса до роскошных мерседесов. Поездки на такси не дешевы и всегда связаны с трафиком, а также пробками. Прочитайте подробный материал о такси в мегаполисе по этой ссылке.
Такси Kiwitaxi не заменимы для поездок в аэропорты, так как в данный момент ни один другой вид транспорта не будет более удобным, комфортным и безопасным, особенно для женщин путешествующих с детьми или небольших компаний.
Фуникулер
Одно из популярных средств общественного транспорта в Стамбуле позволяет сделать быстрый подьем/спуск на площадь Таксим из пристани Кабаташ. Поездка в суперсовременном вагоне с кондиционером занимает всего 2,5 минуты. Единственный вагон двигается с интервалом в три минуты с 06:15 до 00:00 часов. На пристани Кабаташ можно добраться до дворца Долмабахче или на пароме до Принцевых островов. А благодаря пересадке на трамвай T1 добраться до Эминоню, Султанахмет и Гранд - базара. Если же, напротив, подняться на фуникулере на площадь Таксим - можно исследовать весь округ Бейоглу или пересесть на метро М2. Подробная информация доступна по ссылке.
Телеферик
Канатная дорога Телеферик (Teleferik) соединяет набережную залива Золотой Рог и холм, на котором расположено кафе Пьера Лоти и ресторан Aziyade. Известно, что в течение года кафе Пьера Лоти посещает около шести миллионов туристов, которые хотят насладиться очаровательным видом на Стамбул с вершины холма. Канатная дорога буксирует четыре кабины, по две в каждом направлении. Вместимость одной кабины восемь человек. Длина пути составляет 384 метра. За сутки Телеферик в Стамбуле перевозит 4000 человек. Сидения внутри кабины складываются для транспортировки инвалидных колясок. Туристам будет полезно узнать, что этот вид общественного транспорта в Стамбуле с 8 часов утра и до 23 часов вечера. Около станции на берегу Золотого Рога имеется большая стоянка для автомашин. Детально тема раскрыта в материале