Чаевые в Стамбуле 2025
Культура "чаевых денег" в Турции существенно изменилась в последние три десятилетия, как результат существенного увеличения числа туристов из более богатых стран Европы и США. Чаевые в Турции теперь обыденное и рядовое явление не только в ресторанах. Сколько давать чаевых, кому и в каких ситуациях в Стамбуле? Ответим на эти вопросы.
Чаевые в в Стамбуле в кафе или ресторане
Безусловно, чаевые - это благодарность за хорошую кухню, но, прежде всего, за обслуживание. Если вы чувствуете, что качество работы официанта оставляет желать лучшего, то вы вправе дать маленькое вознаграждение, либо вообще ничего не давать сверху счета. Стандартной суммой, которой можно поощрить официанта является 10% от вашего счета. И будьте уверены, каждый официант в любом кафе ждет от вас купюру сверху. Зарплата этой категории работников в Турции очень скромная и они буквально добирают свой доход за счет проворности и обходительности. Если они не получат чаевых за хорошую работу, то весьма сильно обидятся на вас, правда, не подав виду.
Чаевые в Стамбуле наличными или картой
Если вы оплачиваете счет пластиковой картой, то у вас есть два выхода для вручения чаевых. Первый - это наличные деньги, оставленные на столе. Если наличности нет - попросите официанта включить в счет чаевые. Так любят поступать официанты в Стамбуле, где поток обслуживания по пластику весьма велик. Некоторые из них даже предлагают вам такое взаимодействие сами.
Чаевые в Стамбуле Носильщикам
В аэропортах, на автобусных станциях и железнодорожных вокзалах в Стамбуле обычно существуют транспаранты, указывающие - сколько вы должны отдать чаевые носильщикам. Даже если вы пропустите знак, знайте - около двух или четырех турецких лир за каждое место. Обычно носильщики не стесняются дать вам знать, если вы заплатили мало за их работу.
Чаевые в Стамбуле таксистам
Если такси подьехало вовремя и помогли с багажом, можно отблагодарить водителя наличными. 5-10 процентов от счетчика это обычная величина вознаграждения. Не стоит давать чаевые водителю индивидуального трансфера. Как правило, такие водители уже неплохо на вас "наварились".
Чаевые в Стамбуле носильщикам в отелях
Такой персонал самый низко оплачиваемый и всегда перегружен работой. 6 турецких лир за чемодан это нормальная сумма чаевых в мегаполисе. В некоторых отелях есть типс-бокс, куда вы можете бросить чаевые за работу всего персонала.
Чаевые в Стамбуле в ресторанах
Пятипроцентное вознаграждение от суммы счета общепризнано в дешевых ресторанах и кафе - например, суши барах или пицериях города. В ресторанах средней ценовой категории или элитных ресторанах официантами ожидается сумма чаевых от 10 до 15 процентов.
Чаевые в Стамбуле за туры
Если вы считаете, что ваш гид и водитель сделали хорошую работу, вы вправе поблагодарить их. Если тур не оправдал ваши ожидания - не нужно ничего платить, ведь вы уже оплатили услуги ранее. Как правило, чаевые в размере 20 - 30 турецких лир являются приемлемыми для гида от всей группы и немного меньше для водителя. Имейте в виду, если гид в рамках тура доставит вас в магазин, то он получит процент от любых покупок, которые вы сделали.
Чаевые в Стамбуле в хамамах
Конкуренция между хамамами в мегаполисе крайне высока, поэтому работники получают очень скромные деньги. Если вы довольны качеством мытья или массажа - отблагодарите служащих чаевыми в сумме 15-20 процентов от чека. Это составит примерно 4-8 долларов. Кстати, чаевые можно положить в общий ящик "Тип-бокс" на ресепшн.
Чаевыев Стамбуле в общественном транспорте
Не давайте чаевых в городском общественном транспорте , это не принято.
Чаевыев Стамбуле музыкантам
В некоторых ресторанах или барах играют "бродячие музыканты". Если вы не любите такую музыку, вежливо откажите музыкантам во внимании, но не отмахивайтесь. В противном случае, вложите чаевые купюрами по 5TL или 10TL за струны скрипки, когда скрипач наклоняется над столом.
Вместо заключения
Для турок, которые во многом полагаются на доходы от туризма, чаевые играют огромную роль в общем доходе семьи. Однако не поддавайтесь на угрызения совести, если вы чувствуете, что обслуживание было не качественным.