Театр города (Hierapolis Theatre)

Туристы, пребывающие на экскурсию в Памуккале, невольно поражаются величием римского театра, совершенно неожиданно возникающего среди руин и обломков, беспорядочно покрывающих белоснежный склон горы.

Исторический памятник - театр (Hierapolis Theatre)

Продавая экскурсию в Памуккале, менеджеры по туризму вскользь упоминают о том, что рядом со склоном можно увидеть малозначительные и вовсе неинтересные артефакты бывшего города. Например, довольно крупный некрополь или стены города, сильно разрушенного в 7 веке н.э. Театр города Однако уже на месте, любопытные экскурсанты могут обнаружить не только исторический музей, но и множество артефактов, от которых буквально завораживает дух. Это не только базилика-склеп святого Филиппа или языческий Плутониум. Главным образом, это театр, частично сохраненный временем и медленно реставрируемый, начиная с 1957 года, благодаря деятельности миссии MAIER. Побывав на верхних рядах зрительного зала, ощутив невероятное величие римской архитектуры и тщательность, с которой отреставрированы его архитектурные элементы и, прежде всего, первый этаж сцены, посетители Памуккале вдруг понимают, что отсюда прекрасными видами на долину Меандра восхищались наши далекие предки, которые возвели здесь уникальный город, к сожалению умерший от землетрясений, варварства грабителей персов и сельджуков, а затем безжалостно занесенный песком, впрочем, оставивший нам массу поводов для любопытных открытий и даже настоящих сенсаций.

Краткая архитектурно-историческая справка

На этапе архитектурного проектирования театр был гармонично вписан в окружающий ландшафт города и занял площадь четырех стандартных городских кварталов. Здание театра было построено на небольшом холме, который являлся природной основой, фундаментом для сооружения. Кроме того, немаловажным фактором была близость к святилищу Аполлона - божеству, в честь которого в театре часто проводились игры и представления. Предполагается, что между этими сооружениями часто проводились торжественные шествия. После проведения ритуальных и магических представлений в храме Аполлона и подземелье Плутония толпа людей двигалась далее в театр. Быть может только некоторая удаленность от главной улицы (Фронтина) вносила небольшой диссонанс, но холм передвинуть было невозможно и поэтому с расположением нового, римского театра пришлось попросту смириться.

Зрительный зал

Зрительный зал театра включал сорок пять рядов сидений, разделенный проходом на две половины: верхнюю (summa cavea) 25 рядов и нижнюю (ima cavea) 20 рядов. Кроме этого, зрительный зал дополнительно разделен при помощи 8 вертикальных проходов (scalaria) на девять секторов (cuneus). Согласно оценкам Палоло Верзоне (первый руководитель миссии MAIER), театр вмещал 12.000 зрителей. В дальнейшем в разных работах эта цифра сильно изменялась, доходя даже до фантастически неприемлемой - 25.000 зрителей. Специальные выходы для публики (audience passageways) на верхние этажи зрительного зала обеспечивались системой арочных кирпичных туннелей, проложенных в под полом трибун (aditus). Специальный элемент театра в - монументальное Театр города полукруглое сидение, вернее, ложа (pulvinar, tribunalia) был расположен в нижней части зрительного зала. Ложа была зарезервирована для привилегированных гостей города и, конечно, императоров Рима. Ряд четырехугольных выемок, сделанных в скамейках около трибуны, указывает на использовании легкого навеса (baldachin), вероятно от лучей солнца. Первые ряды зрительного зала около трибуны заполняли богатые или почетные граждан. Оркестра театра (orchestra) имеет подковообразную форму и обрамлена высокими стенами. Радиус оркестры 25 метров, а зрительного зала (cavea) 100 метров.
       Два типа строительных материалов были использованы в строительстве театра: известняк для архитектурных деталей и мрамор для украшения. Места ima cavea и первый ряд summa cavea были сделаны из мрамора. Верхние ряды сидений summa cavea были сделаны из травертина, перенесены из старого эллинического театра и установлены на искусственной структуре, так как выходили за пределы естественного склона горы. Внутри подструктуры были сформированы арочные проходы, что облегчало вход-выход зрителей на спектакли.

Сцена

Сцена театра состоит из трех частей: proscaenium, scaenae и hyposcaenium. Следуя традициям эллинистического периода, высота proscaenium составляла 3,25 м. выше уровня поля оркестра. Пол сцены был сделан из каменных (травертиновых) плит. Этот тип структуры был широко распространен в театрах римской провинции Малой Азии, так как, деревянные полы были неустойчивы к плохим погодным условиям. Фасад proscaenium в театре был полностью отделан мрамором, украшен шестью полукруглыми Фото Театр города  в Турции нишами для скульптур, а также резными мраморными колоннами, имитирующими спирали. Передняя, фронтальная стена сцены (scaenae fronts) в театре была трехэтажным сооружением, высотой около 30 метров. Над нижним рядом с коринфскими колоннами (самым сложным из древнегреческих архитектурных ордеров), стояли еще два этажа с т.н. композитными колоннами, разработанными в римской империи, сочетающими красоту обоих архитектурных ордеров - ионического и корфинского. Как это часто бывало в театрах Малой Азии, возведенных во 2-м и 3-м веке н.э., нижний этаж был заметно выше второго и третьего.
       Выход на пол сцены осуществлялся через пять дверей разной высоты. Центральная, самая высокая дверь называлась императорской. Дверные рамы, сделанные из мрамора, были украшены рельефным изображением мелких птиц, богинь, львов и амуров. Hyposcaenium находился под полом сцены (pulpitum). Это помещение была разработано для участников представлений и их помощников (грим-уборные), а также использовалось в качестве склада для хранения декораций. Hyposcaenium представлял собой прямоугольный зал (5х38 м), доступный через большую дверь в центре proscaenium. Театр  в Памуккале в Турции Крыша подземного зала, она же пол сцены, опиралась на большие каменные баррель-своды, которые занимали площадь между фронтальной стеной сцены и фасадом proscaenium.
       Множество статуй украшали фронтальную часть сцены, но (к сожалению) в наше время их исходное положение не может быть точно определено. При раскопках обнаружены статуи: Артемиды, Аполлона, мифологические фигуры (сфинкс, два тритона), поэта-трагика, двух женщин (требующих идентификации), а также членов императорской семьи и мифологических предков (Адриана, Коммод , Аттал и Юменес). Красочная мозаика из стекла когда-то украшала стены третьего этажа. Барельефы сцены сохранились практически в идеальном состоянии после обрушения сцены в конце 4-7 веках н.э. Один из барельефов первого этажа демонстрирует жизнь императора Септимия Севера, вместе со своей семьей в окружении богов. Другой наглядно показывает жизнеописание бога Диониса, от его рождения до его путешествия по Азии. Он изображен верхом в коляске, запряженной леопардами, с окружением сатиров, силенов, и вакханок, а также богов Пан и Приапа. Третий барельеф иллюстрирует шествие и жертвоприношение богине Артемиде, сцену наказания Ниобе и ее детей, учиненных Артемидой и Аполлоном.

Исторический аспект

Новый, римский театр был построен в 1-3 веках н.э. Этому предшествовало, вернее сказать было побудительным мотивом, разрушительное землетрясение 60 г н.э., которое нанесло серьезный ущерб городу, в том числе фактически обрушило зрительный зал старого, греческого театра, построенного в эллинистический период на высоком холме на севере города. Благодаря найденным артефактам, время построения нижних рядов сцены зрительного зала и простого фасада сцены театра точно датируется эпохой правления императора Домициана (81-96 г. н.э.). В ходе второго этапа строительства здания театра были построены верхние места зрительного зала (summa cavea) и улучшены проходы в театр . Эти работы датируются периодом правления императора Адриана в первой половина второго века нашей эры, побывавшего в 129г. н.э. Однако наиболее важные строительные работы Театр  в Памуккале в Турции были проведены в эпоху правления императора Септимия Севера (193-212 н.э.) и благодаря памятным надписям, обнаруженным на одном из архитавров сцены, могут быть точно позиционированы по времени периодом от 206 до 208 н.э. Всего за три года была возведена восхитительная трехэтажная сцена, украшенная барельефами и множеством статуй. Две дарственные надписи, обращенные императору Константину, дают повод предположить о работах (скорее восстановительных) в конце 4 века н.э. В этот период сцена театра была сильно разрушена, но реставрационные работы позволили придать ей прежний вид. Кроме того, в этот период было выполнены работы по реконструкции оркестры с целью наполнения ее водой. Оркестра могла быстро превращаться в водный бассейн (kolymbethra) для постановки, например, морских сражений. В ходе процесса преобразований были удалены мраморные дверные проемы между hyposcaenium и оркестра. Образованные пустоты были заложены кирпичами. Стены и пол оркестра театра были обработаны бетонным раствором, намертво сцепившими между собой материалы для обеспечения водонепроницаемости. Безусловно, были проложены подводящие и отводящие воду глиняные трубы, многочисленные фрагменты которых обнаружила экспедиция MAIER в середине коридора hyposcaenium. Реставрационные работы сцены театра постоянно проводились в течение всего 4-6 веков, но именно в 7 веке сцена рухнула окончательно, скрыв под горой обломков статуи и барельефы.

Аспект реставрации

Для тех, кто серьезно интересуется реставрационными работами, которые проводит миссия MAIER на руинах театра, , я настоятельно рекомендую прочитать специальную страницу сайта. Подходы к рестоврационным работам в театре кратко изложены мной в узконаучном материале. Тем же, кто предпочитает изучать Памуккале по статьям wikipedia, будет полезно узнать о том, что театр практически полностью восстановлен, будучи разрушен землетрясениями и засыпан песком на уровне 6 ряда зрительного зала. Действительно театр Турции был буквально поднят из руин, а первый этаж сцены с большими затратами был восстановлен миссей MAIER в 1960-2016 годах.

Обсуждение: Театр в Иераполисе



Автор проекта


Меня зовут Константин. Я проживаю в г.Перми, на Урале, в России. Небольшое интервью со мной опубликовано здесь. Для связи с автором этого web-проекта используйте следующие ссылки в Интернете
"В контакте": Авторская страница
"В контакте": Группа о Стамбуле и Турции

Мы Вконтакте