Театр города (Hierapolis Theatre)
Туристы, пребывающие на экскурсию в Памуккале, невольно поражаются величием римского театра, совершенно неожиданно возникающего среди руин и обломков, беспорядочно покрывающих белоснежный склон горы.Исторический памятник - театр (Hierapolis Theatre)
Продавая экскурсию в Памуккале, менеджеры по туризму вскользь упоминают о том, что рядом со склоном можно увидеть малозначительные и вовсе неинтересные артефакты бывшего города. Например, довольно крупный некрополь или стены города, сильно разрушенного в 7 веке н.э.
Краткая архитектурно-историческая справкаНа этапе архитектурного проектирования театр был гармонично вписан в окружающий ландшафт города и занял площадь четырех стандартных городских кварталов. Здание театра было построено на небольшом холме, который являлся природной основой, фундаментом для сооружения. Кроме того, немаловажным фактором была близость к святилищу Аполлона - божеству, в честь которого в театре часто проводились игры и представления. Предполагается, что между этими сооружениями часто проводились торжественные шествия. После проведения ритуальных и магических представлений в храме Аполлона и подземелье Плутония толпа людей двигалась далее в театр. Быть может только некоторая удаленность от главной улицы (Фронтина) вносила небольшой диссонанс, но холм передвинуть было невозможно и поэтому с расположением нового, римского театра пришлось попросту смириться. |
Зрительный зал
Зрительный зал театра включал сорок пять рядов сидений, разделенный проходом на две половины: верхнюю (summa cavea) 25 рядов и нижнюю (ima cavea) 20 рядов. Кроме этого, зрительный зал дополнительно разделен при помощи 8 вертикальных проходов (scalaria) на девять секторов (cuneus). Согласно оценкам Палоло Верзоне (первый руководитель миссии MAIER), театр вмещал 12.000 зрителей. В дальнейшем в разных работах эта цифра сильно изменялась, доходя даже до фантастически неприемлемой - 25.000 зрителей. Специальные выходы для публики (audience passageways) на верхние этажи зрительного зала обеспечивались системой арочных кирпичных туннелей, проложенных в под полом трибун (aditus). Специальный элемент театра в - монументальное
Два типа строительных материалов были использованы в строительстве театра: известняк для архитектурных деталей и мрамор для украшения. Места ima cavea и первый ряд summa cavea были сделаны из мрамора. Верхние ряды сидений summa cavea были сделаны из травертина, перенесены из старого эллинического театра и установлены на искусственной структуре, так как выходили за пределы естественного склона горы. Внутри подструктуры были сформированы арочные проходы, что облегчало вход-выход зрителей на спектакли.
Сцена
Сцена театра состоит из трех частей: proscaenium, scaenae и hyposcaenium. Следуя традициям эллинистического периода, высота proscaenium составляла 3,25 м. выше уровня поля оркестра. Пол сцены был сделан из каменных (травертиновых) плит. Этот тип структуры был широко распространен в театрах римской провинции Малой Азии, так как, деревянные полы были неустойчивы к плохим погодным условиям. Фасад proscaenium в театре был полностью отделан мрамором, украшен шестью полукруглыми
Выход на пол сцены осуществлялся через пять дверей разной высоты. Центральная, самая высокая дверь называлась императорской. Дверные рамы, сделанные из мрамора, были украшены рельефным изображением мелких птиц, богинь, львов и амуров. Hyposcaenium находился под полом сцены (pulpitum). Это помещение была разработано для участников представлений и их помощников (грим-уборные), а также использовалось в качестве склада для хранения декораций. Hyposcaenium представлял собой прямоугольный зал (5х38 м), доступный через большую дверь в центре proscaenium.

Множество статуй украшали фронтальную часть сцены, но (к сожалению) в наше время их исходное положение не может быть точно определено. При раскопках обнаружены статуи: Артемиды, Аполлона, мифологические фигуры (сфинкс, два тритона), поэта-трагика, двух женщин (требующих идентификации), а также членов императорской семьи и мифологических предков (Адриана, Коммод , Аттал и Юменес). Красочная мозаика из стекла когда-то украшала стены третьего этажа. Барельефы сцены сохранились практически в идеальном состоянии после обрушения сцены в конце 4-7 веках н.э. Один из барельефов первого этажа демонстрирует жизнь императора Септимия Севера, вместе со своей семьей в окружении богов. Другой наглядно показывает жизнеописание бога Диониса, от его рождения до его путешествия по Азии. Он изображен верхом в коляске, запряженной леопардами, с окружением сатиров, силенов, и вакханок, а также богов Пан и Приапа. Третий барельеф иллюстрирует шествие и жертвоприношение богине Артемиде, сцену наказания Ниобе и ее детей, учиненных Артемидой и Аполлоном.
Исторический аспект
Новый, римский театр был построен в 1-3 веках н.э. Этому предшествовало, вернее сказать было побудительным мотивом, разрушительное землетрясение 60 г н.э., которое нанесло серьезный ущерб городу, в том числе фактически обрушило зрительный зал старого, греческого театра, построенного в эллинистический период на высоком холме на севере города. Благодаря найденным артефактам, время построения нижних рядов сцены зрительного зала и простого фасада сцены театра точно датируется эпохой правления императора Домициана (81-96 г. н.э.). В ходе второго этапа строительства здания театра были построены верхние места зрительного зала (summa cavea) и улучшены проходы в театр . Эти работы датируются периодом правления императора Адриана в первой половина второго века нашей эры, побывавшего в 129г. н.э. Однако наиболее важные строительные работы