Античный Театр Хиераполис.
Некоторые аспекты восстановления с учетом исторического процесса

Главный принцип реставрации античного театра в Хиераполис заключается в тесной связи с историческим процессом. Каким образом трансформировался театр с течением времени? Как это сооружение вписывалось в окружающий ландшафт и постоянно изменяющийся облик города?

Введение

Античный театр в Хиераполис (в настоящее время Памуккале) можно рассматривать как сложную функцию от времени. Исторический процесс непрерывно изменял внешний облик и внутреннее устройство театра - начиная от этапа изначального строительства, проходя через многочисленные фазы реконструкций, переживая обрушения стен в результате неоднократных сейсмических волнений, превращая сооружение в хранилище зерна или конюшни (после землетрясений VII века н.э.), заставляя театр влачить жалкое существование в руинах (особенно долго, по крайней мере, с одиннадцатого по двадцатое столетие). В наше время это сооружение неожиданно почувствовало на себе энергию археологических раскопок и даже частичного восстановления (деятельность MAIER с 1957г.), непрерывно ощущая заботу и защиту ЮНЕСКО, и , конечно, удивляясь вниманию, трепету и восхищению со стороны миллионов туристов со всего мира. Античный театр Хиераполиса, как монументальный комплекс, может рассматриваться только в тесной совокупности с историческим процессом, этапами архитектурной трансформации, а также более или менее значимыми событиями, вернее их временными наслоениями, которые привели к текущему состоянию этого городского сооружения.

Сегодня, после непрерывной череды раскопок и этапов реставрационных работ, выполненных миссией MAIER, античный театр в Хиераполисе постепенно превращается в настоящий музей "о себе и своей истории". По словам профессора Франческо Д'Андрия, директора итальянской археологической миссии, античный театр в Хиераполисе медленно, но верно, становится музеем под открытым небом, который вскоре предстанет перед посетителями в качестве великой книги по древней римской архитектуре.

Важнейшими этапами такого преобразования театра являются раскопки, восстановление и реконструкция, которые выполняются миссией MAIER в течение последних шестидесяти лет. Этот "супер-проект" включает в себя такие этапы, как:
-очистка от земли зрительного зала и оркестры из коллапс (1957-80 ),
-работы по восстановлению ипоскенио (1982-'85 и 2004 -07),
-первичный этап восстановление арок, поддерживающих пол сцены (1978-82),
-восстановления сцены до уровня первого этажа (1992-'94),
-реставрация с восстановлением доступа к лестницам диазомы (1995 - 99-го и 2003),
-формирование новой сцены, укладка пола (2005-'07)
и, конечно, продолжение всего комплекса работ, достигающего финишной черты в смысле воссоздания заново лицевой части первого этажа сцены, построенной при императоре Септимусе Севере. Данный этап ставит жирную точку в полувековой истории реставрационных работ, вновь гармонично вписывая театр Хиераполиса в окружающий мир.

Реконструкция античного амфитеатра в Иераполисе

Длительные раскопки, результатами которых стала полностью очищенная оркестра театра, прежде засыпанная тоннами сорной земли и многочисленными обломками сцены, а также в полной мере познавшая унижение от длительного пренебрежения со стороны прежних поколений людей, сегодня поражает наше воображение. Тщательно идентифицированные и каталогизированные артефакты, количество которых превосходит несколько тысяч единиц, бережно вынесены из оркестры за пределы руин сооружения. Из этой массы архитекторы отобрали 400 мраморных артефактов, которые предстояло сложить словно детскую мозаику. Тем не менее, с течением времени сложный кроссворд был успешно разгадан. Теперь можно уверенно констатировать, что процесс состыковки артефактов миновал в финальной стадии. Кропотливая работа талантливых архитекторов-реставраторов позволила добиться очень тонкой и точной перепривязки отдельных частей. Нелишне напомнить, что классификация и каталогизация артефактов выполнялась сотрудниками политехнического института в Турине (Италия) дважды. Сначала - в промежутке времени между 1994 и 2002 годами. Затем - между 2004 и 2007 годами, но уже значительно меньшим составом (Паоло Миджетто, Джордио Массино, Георгий Собра).

Собранные данные позволили уточнить массу деталей и затем выстроить на земле стройные ряды карнизов и фризов первого этажа сцены. Это покажется невероятным, но количество мраморных элементов, которые некогда составляли фронтскену (frontescena) в театре Септимия Сервера, исчисляется четырьмя тысячами штук. Сегодня большинство из них занимает пространство между театром, святилищем Аполлона, руинами дома "Инсула 104". Хасим Йылдыз (Музей города Денизли) констатирует, что проведенный анализ артефактов подтвердил сохранность 90 процентов мраморных украшений первого этажа сцены. Таким образом, появилась уникальная возможность восстановить объект, следуя плану сохранения природного памятника "Иераполис-Памуккале", включенного в список Всемирного наследия с 1988 года (№ 485). Полностью восстановленный первый этаж сцены в 2016 является элементом сильнейшего визуального воздействия на посетителей. Наконец-то туристы в Памуккале смогут лучше понять организацию монументальных представлений в древнем мире.

История раскопок античного театра на руинах Хиераполис, которая насчитывает более пятидесяти лет, демонстрирует правильность принятого решения о вывозе артефактов за пределы сооружения, а тщательно проведенные идентификация и каталогизация позволяет восстановить элементы сцены при первой финансовой возможности (которая, к слову, появилась только полвека спустя). Однако сегодня перед архитекторами-реставраторами стоит еще одна сложная задача. Ведь здание амфитеатра Хиераполис это не только зрительный зал и сцена. Театр это не только замкнутое пространство для зрителей и актеров. Театр это сооружение существующее на городском ландшафте. Безусловно, хранение громадного числа квадров стен или элементов мраморного оформления сцены, найденных при раскопках оркестры, являлось передовым и возможно единственно правильным решением, принятым Паоло Верзоне. Тем не менее, этот склад или громадный могильник артефактов уже шестьдесят лет искажает визуальное представление о самом городе и особенно пространстве перед амфитеатром Хиераполиса. О каком же бережном отношении к окружающему пейзажу и пространству может идти речь? Более того, большие блоки frontescena, лежащие кучами около здания античного театра Хиераполис, не дают сегодня возможности продолжить раскопки около северного и южного сводчатых входов.

Вопросы деградации материалов античного театра

Неупорядоченные накопления артефактов за пределами античного театра Хиераполис на протяжении нескольких десятилетий привели к их изменению, деформированию и даже деградации городской инфраструктуры, ранее скрытой землей. Вдумайтесь - ранее эти камни пережили разрушительные землетрясения и процессы реконструкции, повлиявшие на их форму и состояние. Затем к эти бедам добавились земляные работы и транспортировка вне пределов амфитеатра Иераполис участниками экспедиций Паоло Верзоне. Наконец, погодные условия в Иераполисе (совр. Памуккале) также не способствуют длительному хранению артефактов - суточный перепад температур может достигать 30-40° градусам, кроме этого существует и сезонный цикл (от зимних холодов, до палящего летнего солнце). Нужно принять во внимание и наличие сильного ветра, постоянно переносящего песок. В дополнение к вышесказанному отметим - поверхность артефактов античного театра Хиераполис в настоящий момент сильно колонизирована микро- и макро-организмами (лишайники, мхи и т.п.), а также широко распространенными поверхностными отложениями, в частности месторождениями гуано.

Желтоватые пятна уже проникли внутрь поверхности древних материалов на изрядную глубину. Давайте вспомним о постоянном присутствие большого числа туристов! Наконец, о сотнях автобусов (правда запрещенных в 2007г.), которые ежедневно останавливались в нескольких сотнях метров от театра? Чадящие дизели автобусов внесли свой посильный вклад в появлении новообразований на поверхности артефактов. Теперь черная корка покрывает все камни, делая известняк или мрамор особенно уязвимым и легко поддающимся поверхностной деструктуризации! Большинство мраморных украшений сильно пострадало от нелепых позиций, которые они занимали длительное время. Для таких артефактов характерна дифференциальная деградация текстуры и внутреннего состояния. Обнаружены случаи утолщения поверхности известняковых квадров, за счет обрастания чужеродными материалами (грязевая накипь). В тоже время, другие поверхности, наоборот, истончаются и разрушаются за счет существования декогезии, вызванной целым рядом причин.

Причинами нарушения поверхности артефактов может быть неквалифицированное проведение раскопок или взаимодействие с агрессивной средой, например, фекальными выделениями диких животных или стадами коров, коз и овец, которых в течение сотен лет пасли на территории города. Одним из самых важных примеров деградации элементов frontescena, несомненно, является разрушение колонн. Практически каждая из колонн расколота минимум на два или три куска, как результат коллапса. Осмотр каждой колонны выявил характерный признак излома, который заключается в практически одинаковом угле разлома всех колонн. Это значительно упростило задачу сборки колонн из множества остатков. Вне всяких сомнений для финишной сборки колонн потребуется использование новых материалов, которые предстоит согласовать со исходным материалом не только геометрически (пространственно), но и с учетом прочностных характеристик. Эта операция должна выполняться с учетом того, что Турция является зоной высокой сейсмической активности, а следовательно восстановленные колонны должны быть адаптированы к возмущениям и придавать всей системе необходимую гибкость и стрессоустойчивость. Большинство горизонтальных частей конструкции будут особым образом задемпфированы стекловолокном или, наоборот, дополнительно скреплены стальными элементами, которые придадут конструкциям дополнительную жесткость.

Особенности реконструкции античного амфитеатра Хиераполиса

Каталог артефактов, обнаруженных при раскопках, содержит весьма большой перечень деталей, полностью идентифицированных по их месторасположению в театре. Поэтому 95% артефактов, составляющих оформление первого этажа сцены, были быстро найдены, как в каталоге, так и на складе перед театром. Эта работа была выполнена архитекторами Ф.Массино и Г.Собра. в тесном контакте с главным специалистом MAIER по эпиграфике (науке, изучающей надписи на камнях), профессором Туллия Ритти. В свете вышеизложенного, применяемый при реконструкции anastylosis - метод восстановления элементов оформления первого этажа сцены античного театра Хиераполис из ранее найденных артефактов и, следовательно, реконструкция из ранее расчлененных землетрясением частей, полностью следуют Венецианской Хартии (глава 15) и Афинской Хартии. Исключение составляют disiecta - единичные элементы, утерянные при коллизии сцены во время сейсмических возмущений.

Одной из проблем при восстановлении перекрытий между стеной сцены и лицевой стеной театра (возведенной в середине семидесятых годов прошлого века) заключается в том, что один ряд травертина стены, на высоте 1.5 метра был положен "на сухо", что, безусловно, снижает сейсмическую устойчивость вцелом. Освобождение громадной территории, в данный момент занятой собранными элементами первого этажа сцены античного амфитеатра Хиераполис, в недалеком будущем открывает перспективы для дальнейших исследований, которые возможно приведут к открытиям новых артефактов.

По ряду предположений, основанных на выборочных раскопках, перед лицевой стеной античного театра Хиераполис существовала небольшая, замощенная площадь. Для проверки гипотезы необходимо устранение всех складов артефактов и проведение широкомасштабных изысканий, что в свою очередь потребует формирования широкого огороженного периметра площадью 3000 кв.футов, а также навесов от снегопадов зимой и сильных ветров летом.



Автор проекта


Меня зовут Константин. Я проживаю в г.Перми, на Урале, в России. Небольшое интервью со мной опубликовано здесь. Для связи с автором этого web-проекта используйте следующие ссылки в Интернете
"В контакте": Авторская страница
"В контакте": Группа о Стамбуле и Турции

Мы Вконтакте