Анар Гасимов.
Обитель богов или Иераполис,
о котором нам ничего неизвестно!
Путевые заметки
Часть 1
Загадка Памуккале или экскурсия в Зазеркалье
Гигантские отшлифованные блоки, идеально
пригнанные друг к другу без закрепляющего раствора, полигональная кладка, циклопические
сооружения, удивительные колонны и арки, саркофаги, ювелирно вырезанные из цельного
камня – все это мне удалось увидеть не в далекой Мексике, Перу или Египте, а практически
у нас под боком, в солнечной Турции! Казалось бы, на территории этой страны уже
давно все хорошо изучено. К историческим памятникам, оставшимся со времен хеттов,
этрусков, древнегреческой и римской эпохи, лениво тянутся туристы уставшие
загорать и валяться на пляже. Вот и меня потянуло в ближайшее к отелю турагентство,
заваленное журналами, буклетами и рекламными проспектами о турецких
достопримечательностях. Выбор пал на Памуккале! Если бы я знал, какой
сюрприз меня там ждет…
Итак, весной 2010 года, я оказался в числе тех,
кто прибыл в Турцию, как к себе на подмосковную дачу. Насытившись отдыхом у моря в
Кемере, я отправился в многочасовой путь на экскурсионном автобусе от побережья
Анталии в самую глубь страны к городу Денизли. Признаюсь, ничего особенного увидеть
я не ожидал, так как знал особенности подобных «культурных» мероприятий, когда
экскурсоводы гонят туристов, словно стадо овец, и вечно всех торопят, поглядывая
на часы. Ведь им еще нужно успеть ознакомить туристов с сувенирными, парфюмерными,
винными, ковровыми и другими лавки, а этот процесс для турецких гидов порой важнее
демонстрации каких-то достопримечательностей. Вот я и подумал, когда собирался в
экскурсию на Памуккале, а зачем мне брать фотоаппарат? В лучшем случае отсниму
пару кадров, а в худшем – утоплю фотик в ванне Клеопатры или выроню на
травертинах по пути к своему автобусу. Короче, мне показалось, что лучше
ехать совсем налегке, но потом я сильно пожалел, что принял это решение.
Добравшись до городка Денизли, предварительно
посетив по дороге ковровую фабрику и сток-центр с турецким текстильным товаром, мы
пообедали на скорую руку и ринулись штурмовать Памуккале. Чтобы добраться до
вожделенных ванн Клеопатры, нам предстояло преодолеть путь в пару километров
по солнцепеку через развалины какого-то античного города, название которого я
никак не мог запомнить. Иного выбора не было и, стиснув зубы, нам пришлось идти,
обливаясь потом и проклиная тех, кто придумал этот туристический маршрут.
Оказавшись на территории некрополя, группа туристов начала расползаться, кто-то
ускорил шаг, чтобы быстрее преодолеть путь к термальным источникам, а другие
начали фотографироваться у каждого камня, встречающегося на пути. И вот тут
я в прямом смысле остолбенел! Мой взгляд приковал один из многочисленных
саркофагов, разбросанных по некрополю, словно бревна на лесопилке. Подойдя
ближе и рассмотрев саркофаг, я восхитился качеством работы мастера. Несмотря
на выветренную и изъеденную природными стихиями поверхность камня, удивило
мастерство и титанические усилия, которые были приложены, чтобы вырезать
огромный саркофаг с крышкой из цельного блока. Причем массивная крышка
прилегала к саркофагу идеально!
|
Еще раз отмечу, что я не взял с собой на экскурсию фотоаппарат. Кое-как я сделал
снимки на мобильный телефон, но для лучшего иллюстрирования данного материала,
мне пришлось искать фотографии уникальных объектов, находящихся в некрополе и
прилегающем к нему Священном городе, в интернете. То, что мне удалось найти, я
представляю Вашему вниманию, и за качество снимков заранее прошу прощения.
Часть 2
Странные саркофаги некрополя Иераполис
Саркофагов
в некрополе оказалось великое множество – их сотни, если не тысячи.
Как мне удалось узнать позже, некрополь Священного города, а именно так
переводится его греческое название Иераполис (Hierapolis), является одним
из самых крупных на территории Турции. Захоронения, а точнее то, что от них
осталось, находятся по обеим сторонам дороги в город . Маленькие и
большие мавзолеи, пустые усыпальницы и саркофаги разбросаны по холму, виднеются
на его склонах и вершине, а также у обрыва.
Причем
некоторые мавзолеи археологи видимо откапали недавно (Фото №6), и
какое количество исторических памятников находится еще под землей, никому неизвестно.
Кажется,
что каждый метр земли здесь занят захоронением. Невольно задаешься вопросом:
почему это место пользовалось такой популярностью? Греко-римский некрополь мне
чем-то напомнил Долину мертвых в Египте. Там также на протяжении тысяч лет
египтяне хоронили своих фараонов, жрецов и знать. А здесь захоронения находятся
не только под землей, но и над ней, например, на крышах мавзолеев, где установлены
саркофаги, иногда даже по несколько штук.
Неужели из-за нехватки места
в некрополе горожане Иераполиса были вынуждены идти на такие крайние меры, и
хоронить своих родственников на крыше мавзолеев? Может, есть другая причина?
Из истории нам известно,
что земля, на которой был основан Иераполис, считалась священной,
и это отразилось в названии города. Получается, осквернять священную землю
людскими захоронениями, было запрещено. Возможно, поэтому самые ранние
захоронения горожан Священного города производились в мавзолеях и саркофагах,
которые устанавливались над землей. Интересно было бы узнать, почему
основатели Иераполиса считали это место священным? Что побудило их так думать?
Часть 3
Почему город Иераполис назвали священным
Официальные источники
свидетельствуют, первые постройки на месте Иераполиса
появились во 2 тыс. до нашей эры. А сам город был основан намного позже, только
во втором веке до нашей эры.
Что же
это были за постройки, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры?
А может их возраст превышал 2 тысячи лет? Турецкие археологи и ученые не дают
четкого ответа на эти вопросы, так как раскопки в Священном городе в самом разгаре
и много чего интересного еще скрыто под землей. Нет сомнений, что выбор Царя
Пергама Евмена II, основателя Иераполиса, был не случаен! Его решение заложить
Священный город именно на этом месте, очевидно, основывалось на каких-то твердых
аргументах и уверенности в том, что земля здесь необычная. Царь Пергама был
язычником и поклонялся целому пантеону греко-римских богов, и значит, он обладал
достоверной информацией о том, что земля Иераполиса, как-то связана с богами,
иначе какой смысл придавать ей священный статус. Может те самые древние
постройки, ныне датируемые 2-ым тысячелетием до нашей эры, Царь Пергама
принял за дома или храмы богов? Очевидно, древние руины произвели на царя
такое сильное впечатление, что он принял решение объявить землю вокруг
руин священной, а чтобы уберечь ее от осквернения, основал город Иераполис,
где люди могли поклоняться наследию богов и отстраивать на месте руин
новые святилища и храмы.
Версия
о том, что жители Иераполиса возводили свои дома, храмы, бани и даже
театр на месте более древних сооружений, подтверждается множеством деталей.
Во-первых, если внимательно приглядеться к мавзолеям и другим памятникам некрополя,
то можно заметить, что некоторые из них собраны из разных готовых блоков, словно
конструктор, то есть из строительных материалов, ранее принадлежавшим каким-то
другим сооружениям.
Во-вторых, характерной
особенность некоторых блоков, использованных при строительстве
мавзолеев в некрополе, являются странные выступы или бугорки на идеально отшлифованной
поверхности камня. Они не играют декоративной или какой-то другой роли,
поэтому смотрятся совершенно несуразно. Создается впечатление, что эти блоки просто
заимствовали из другого места, возможно, из руин более древних построек, и соорудили
стенку мавзолея. К тому же, в книге Андрея Склярова «Перу и Боливия задолго до инков»,
автор обращает внимание читателей на особенности обработки некоторых блоков
с внешней стороны сооружений, которые встречаются в разных местах Перу, в
Мачу-Пикчу и в крепости Ольянтайтамбо. Речь идет о таких же выступах или
бугорках на ровной, порой отшлифованной поверхности блоков.
|
|
Интересное получается
совпадение! Видеть одинаковую технику обработки каменных блоков
в Турции и на другом конце света – в Перу, как-то странно. В любом случае, сооружения
в турецком некрополе требуют изучения, и делать какие-то преждевременные
выводы, основываясь на визуальном наблюдении, я не собираюсь.
В-третьих,
в ходе строительства некоторых сооружений в некрополе и самом
Иераполисе, зодчие применяли метод полигональной кладки. Конечно, увиденная
мною в Турции полигональная кладка не идет ни в какое сравнение с той, которую
обнаружила экспедиция Андрея Склярова в Перу, что нашло свое отражение в книге
«Перу и Боливия задолго до инков». Я не могу дать профессиональную оценку
греко-римской полигональной кладке, конечно, она уступает технике предтечей
инков. Однако применение полигонального метода состыковки блоков все-таки
говорит о мастерстве каменщиков и строителей, ведь массивные стены до сих пор
стоят и лишь немного пострадали от землетрясений и других сил природы.
Вот только чье это мастерство – греков,
римлян или более древней цивилизации?
Часть 4
Реактор богов
Теперь
заострим внимание на уникальной природной особенности места, где основали
Иераполис. На самом деле, Царь Пергама Евмен II выбрал не самое лучшее место
для закладки Священного города. Может здесь в далеком прошлом действительно
жили и работали боги, но, видимо, сейсмическая активность района побудила
богов покинуть это место и найти себе более спокойное пристанище.
А
может именно активная деятельность богов привела к тому, что нынешняя
территория Памуккале стала уникальным природным явлением? Какие же
эксперименты проводили боги на этой территории, что в результате привело к
изменению состава воды, ныне насыщенной разными солями и огромным количеством
кальция? Из-за этого стекающие со склонов горы водные потоки образуют систему
причудливых водоемов с известняковыми стенами – травертинами.
Может это вовсе не
уникальное природное явление, а результат научного
эксперимента богов? Экскурсоводы всегда подчеркивают, что Памуккале является
единственным местом в мире, где бьют источники с уникальным составом воды с
повышенным содержанием кальция. Может этот кальций и стал побочным следствием
экспериментов богов или они искусственно повысили содержания кальция в воде до
невероятного количества, чтобы использовать этот состав для своих нужд?
К сожалению, найти
ответы на эти вопросы не представляется возможным.
Точно известно лишь одно – Иераполис стоял в зоне сейсмической активности,
которая периодически давала о себе знать и разрушала город до основания.
Удивительно, но горожане не спешили покидать Иераполис, наоборот они неоднократно
поднимали разрушенный город из руин. Более того, в 60-е годы н.э. Священный
город стал для римских аристократов излюбленным курортом и люди отдыхали,
игнорируя опасность в любой момент быть заживо погребенными под руинами
своих домов и бань.
В 1097 году Иераполис
был передан турецкому султану в качестве военной
компенсации. С тех пор, курорт стал турецким и получил новое название Памуккале
(Pamukkale - «хлопковая крепость»). Спустя пять веков, в 1534 году, очередное
сильное землетрясение окончательно разрушает город, но курортом это место
продолжает оставаться до сих пор.
На территории Иераполиса находится так
называемый «Бассейн Клеопатры»
- это действующие ванны с минеральной водой, которые возникли на месте римских
бань, окончательно разрушенных сильным землетрясением. Причем, ванны эти
довольно глубокие, до 7 метров, есть и мелкие места.
|
Я пытался нырнуть на глубину,
но давление и насыщенная газом вода, выталкивали
меня на поверхность. Температура в термальных источниках круглый год держится
выше +30°C, из-за сильной концентрации солей в воде туристам не рекомендуется
нырять с открытыми глазами. Я все-таки нырнул и обжог глаза, было такое ощущение,
что на меня брызнули соляной кислотой. Вскоре жжение прошло и, я заметил, что
зрение стало более ясным и острым. Чудо какое-то! Видимо римляне были в курсе
подобных чудес, и лечебные свойства воды в термальных источниках притягивали
к себе не только жителей Иераполиса, но и всех граждан Великого Рима,
страдающим какими-то недугами. Вероятно, что до римлян и греков эти воды
привлекали к себе внимание и Великих богов!
У меня создалось впечатление,
что Бассейн Клеопатры скорее дело рук богов, а
вовсе не сил природы. При погружении на глубину, когда давление и газированная
вода выталкивали меня, как пробку из бутылки шампанского, вдруг появилось
ощущение, что я нахожусь не в бассейне, а в зоне какой-то мощной энергетической
установки – реактора. Огромный бассейн, по форме напоминающий полумесяц,
стал у меня ассоциироваться со специальной зоной охлаждения реактора, вероятно
находящегося где-то глубоко под землей, как раз под бассейном. Причем, в момент
погружения в воду, я слышал какой-то гул или шум, напоминающий работу турбин…
Может этим и объясняется странный
состав, повышенное содержание газа и высокая
температура воды? Если боги, в далекие времена, спрятали здесь, на большой глубине
какой-то реактор, и построили над ним охлаждающую систему – ныне бассейн Клеопатры,
то, возможно, поэтому вода в этой емкости не остывает, пузырится и имеет какой-то
специфический состав, способный оздаравливать людей? А побочным эффектом работы
загадочного реактора может являться выброс кальция, которым перенасыщается вода при
выходе из недр энергетической установки. Именно эта вода и стрекает со склонов горы,
образуя систему водоемов – травертины. Если Бассейн Клеопатры находится на самой вершине,
получается, что реактор спрятан где-то в сердце этой горы, а точнее холма Памуккале,
который возвышается в гордом одиночестве посреди долины.
Несколько лет назад в травертинах можно
было купаться, но в последние годы туристам
запрещают даже ходить по известковым участкам. Ученые вынуждены признать, что
уникальные термальные источники иссякают и быстро теряют кальций, из-за этого склоны
белоснежного холма становятся серыми и вскоре это чудо природы может вовсе исчезнуть с
лица земли. Эту страшную тайну нашей туристической группе поведала экскурсовод в ходе
поездки в Памукклале. Из-за этого турецкие власти вынуждены ограничивать доступ
туристов к травертинам, и теперь всячески пытаются уберечь одно из Чудес Света.
Получается, что признание экскурсовода
только подтверждает версию о существовании
реактора и его побочном действии – выбросе кальция в отработанную воду. Любая
техническая установка, искусственного происхождения, имеет ограниченный срок
службы и не в состоянии работать вечно. Отработав определенное время, реактор
богов, начинал постепенно затухать и в ближайшие годы, очевидно, полностью
прекратит действовать. По крайней мере, мощности и ресурсов этой технической
установки хватило на несколько тысяч лет работы в автономном режиме. Никто не
знает, когда и с какой целью этот реактор был установлен и запущен. Единственным
свидетельством его существования и работы являются термальные источники в
бассейне Клеопатры и водные потоки, насыщенные кальцием, отложения которого
образуют травертинами. С исчезновение травертин пропадет и свидетельство
существования реактора богов!
Часть 5
Мавзолей в травертине
По
дороге к травертинам взору туристов открывается странная картина. В центре
одной из травертин одиноко возвышается, казалось бы, обычный мавзолей, каких
много в некрополе Иераполиса. Но, этот мавзолей почему-то удален от некрополя
на почтительное расстояние, при этом он наполовину погрузился в травертину.
Возможно,
кто-то из состоятельных жителей города мог изъявить желание похоронить
усопшего вне некрополя, ведь с травертины открывается чудесный вид на долину и
окрестности. Но эту версию можно сразу исключить, и вот почему!
Если
это действительно мавзолей, то обряд погребения противоречит греко-римской
традиции и эллиническим законам, согласно которым усопшего необходимо похоронить
в земле, а не в воде. Если же это не мавзолей, а подобных сооружений в Иераполисе
множество, тогда какую функцию он выполнял? Мавзолей в травертине воздвигнут из
качественно обработанных каменных блоков, соединенных друг с другом без раствора,
высота сооружения около трех метров, причем у него прекрасно сохранилась крыша.
Вполне возможно, что это один из первых мавзолеев, сооруженных в Иераполисе!
А может его воздвигли еще до того, как был основан Священный город?
Очевидно,
что мавзолей соорудили на сухой земле, то есть до того, как появилась
травертина. Принимая во внимание глубину, на которую погрузилось сооружение
(не менее метра), а точнее, как известковые отложения наросли вокруг мавзолея,
можно сделать вывод – загадочный объект намного старше травертины. А если это
так, то возраст объекта может превосходить возраст Иераполиса. Напрашивается
вывод, мавзолей воздвигли не римляне и даже не греки, а боги! Жители
Священного города могли принять древнее сооружение за гробницу и в качестве
образца копировать с него аналогичные мавзолеи в своем некрополе.
Часть 6
Короба богов или саркофаги?
Вернемся
к некрополю! Я уже упомянул, что количество саркофагов на греко-римском
кладбище на окраине Иераполиса потрясает воображение. Хотя, вызывает удивление
не только количество, но и качество изготовления большинства саркофагов.
Они вырезаны из цельных блоков, скорее всего, известняка. Есть саркофаги огромных
размеров, есть средние и маленькие. Их количество и разнообразие наводит на мысль
о промышленных мощностях и хорошо налаженном выпуске каменных «изделий».
Все стороны саркофагов ровные, углы острые и большинство имеют тяжелые крышки,
хотя многие из них давно разбиты, скорее всего, мародерами и расхитителями гробниц.
Соприкосновение
краев саркофагов и крышек вызывает изумление, между ними и
лезвие ножа не войдет. Многие саркофаги напоминают египетских собратьев,
выполненных из гранита. В своей книге «Цивилизация богов Древнего Египта»
Андрей Скляров выдвинул гипотезу, что египетские саркофаги изначально могли не
являться «емкостью» для мертвого тела, а скорее всего, играли роль контейнера или
короба, которыми пользовались древние боги. А египтяне позже лишь приспособили
эти короба для своих нужд, в частности, для захоронения тел фараонов, цариц,
жрецов и священных животных.
По этому поводу у
меня назрел вопрос: почему древние греки или римляне не смогли бы
также поступить с каменными коробами, найденными в большом количестве на
территории Иераполиса? Ведь Царя Пергама Евмена II что-то удивило и заинтересовало
на загадочной территории, впоследствии названной Священным городом?
Это вполне могли быть каменные короба с крышками, которые царь, возможно,
принял за саркофаги богов. Правда, богов в них не было, но ведь это и неважно!
Боги могли использовать эти короба как угодно, например, для хранения топлива,
предназначенного для своего реактора, или перевозить в каменных ящиках какой-то
груз. Мы этого никогда не узнаем.
Сам
факт того, что найденные саркофаги – это дело рук богов, уже позволяло придать
месту находки священный статус. Так и сделали! Спустя десятилетия и века, в
коробах богов начали хоронить вельмож и сановников Иераполиса, в черте Священного
города был создан некрополь для горожан, которые начали воздвигать семейные
мавзолеи из готовых строительных блоков, найденных в самом городе и в его округе.
Ведь прежние обитатели этого места вели здесь грандиозную производственную
работу, возможно, научного или военного характера. Боги ставили эксперименты,
преобразовывали воду химическим способом и естественно обрабатывали камни,
возводили из блоков сооружения, некоторые из которых досих пор стоят на
территории Иераполиса и потрясают воображение туристов.
Часть 7
Циклопическая баня
Минуя некрополь,
тропинка ведет туристов в центр Иераполиса.
Здесь мое внимание сразу привлекло странное сооружение циклопических размеров
с двумя арками высотой более 10 метров каждая.
Массивные
стены двойной арки сложены из больших прямоугольных блоков, причем
качество обработки блоков таково, что они легко соединяются друг с другом без
какого-либо раствора. Несмотря на огромный вес, блоки подогнаны идеально и
практически не пострадали от землетрясений. Кое-где швы между блоками
разошлись, но в целом конструкция держится прочно.
Особо
впечатляют своды арки, которые состыкованы каменными блоками в дугообразной
форме. Они скреплены без раствора и держатся друга за друга исключительно
благодаря качественно обработанным сторонам. Блоки подогнаны идеально и висят
в воздухе на высоте более десятка метров. Причем свод каждой арки состоит из двойного
ряда блоков, возвышающихся друг над другом, и каждый блок весит не менее полтонны.
Не меньшее впечатление оказывает и мощь стен, поддерживающих столь
внушительную арку. Я специально измерил толщину одной из стен, она оказалась
равна пяти метрам. Сейчас трудно сказать, как выглядело это сооружение
изначально, и для чего нужно было возводить столь мощные стены из огромных
прямоугольных блоков. Трудно поверить, что это величественное сооружение
было когда-то баней. Однако о том, что двойная арка была входом именно в римскую
баню черным по белому написано на табличке, которая стоит у стены здания.
Если в этой римской бане мыслись циклопы или исполины, то табличке вполне
можно верить!
По
всей видимости «римская баня» с величественной двойной аркой, являлась остатком
какого-то более древнего сооружения, оставленного богами, и намного позже
найденного римлянами, которые и приспособили это здание под свои нужды. Ведь баня
для римлян являлась не только местом омовения и гигиенических процедур, но и
священным местом, где устраивали встречи, проводились собрания и люди могли
отдыхать на протяжении всего дня. Помпезное и массивное сооружение, воздвигнутое
ранее богами, римляне отремонтировали и достроили так, как им это было удобно.
С этого момента, сооружение начало называться баней!
Часть 8
Бункеры богов
Не менее
интересные сводчатые сооружения находятся поблизости «римской бани»,
да и на территории Иераполиса они встречаются дольно часто.
Своды
этих странных сооружений образуют соединенные между собой в дугообразной
форме огромные каменные блоки, словно зависшие в воздухе. Принято считать, что
это римские термы, но вполне вероятно, изначально эти термы могли играть какую-то
другую роль. Если римляне обнаружили эти сводчатые сооружение на территории
Священного города, то возможно, что они ранее принадлежали богам, а жители
Иераполиса лишь отремонтировали и приспособили эти мощные постройки под свои термы.
На мой взгляд,
монументальные своды римских терм больше напоминают ангары или
бункеры богов, которые устояли под натиском времени и не обрушились от стихий природы,
тех же сильнейших землетрясений. К тому же, в Иераполисе есть еще несколько странных
построек, сооруженных из огромных, превосходно обработанных, каменных блоков,
которые также напоминают вход в современные бункеры.
Конечно,
римляне могли не догадываться о предназначении этих загадочных
сооружений с мощными стенами, но отремонтировать их и использовать по своему
усмотрению, они вполне были в состоянии.
Часть 9
Дверь в никуда
На фотографии №33 мы видим хорошо сохранившийся саркофаг
запечатанный крышкой, который покоится на весьма странном постаменте, напоминающим арку или дверной проем!
Причем с внутренней стороны блоков видны глубокие продольные полосы, словно специально вырезанные для установки дверной коробки. А ведь без саркофага арка больше напоминает мегалитическое сооружение, схожее с монументами в Стоунхендже, только с великолепно обработанными каменными блоками, а не глыбами.
Конечно, саркофаг на «дверном проеме» - дело рук турецких реставраторов, которые "хорошо" потрудились в некрополе и на всей территории Иераполиса. Они демонтировали и поменяли местами разные памятники, больше всего досталось саркофагам и мавзолеям, которые стали напоминать не исторические артефакты, а современный конструктор или декорации к голливудскому фильму о жизни древних греков и римлян.
Где первоначально находился саркофаг, ныне возлежащий на «дверном проеме», и куда вела эта «дверь», мы уже никогда не узнаем.
Заключение
Итак, первое, что бросается в глаза в римском некрополе и на территории Иераполиса – это разные стили строительства! Даже обычному туристу несложно заметить, что целый ряд сооружений в Священном городе возведен из отшлифованных огромных блоков, подогнанных друг к другу без раствора. Намного позже эти древние постройки были отремонтированы или достроены, скорее всего, римлянами, а может и турками, менее качественным способом. Причем достройка производилась совершенно другими стройматериалами – необработанными камнями или кирпичами на растворе.
Современная реставрация, с применением кирпичей и зацементированного битого камня, окончательно изуродовала ряд памятников. Более того, некоторые сооружения и вовсе напоминают конструктор. Сразу видно, что они собраны местными археологами и реставраторами из разных камней и блоков, найденных в округе! Турецких «мастеров» не смущало «восстанавливать» памятники из разных элементов и закреплять их цементным раствором, а потом датировать постройку древнегреческой или римской эпохой.
Ну, эти детали я полностью оставляю на совести археологов и реставраторов, меня же заинтересовал другой вопрос: «Являлись ли древние греки и римляне первоначальными строителями некоторых сооружений в некрополе и Иераполисе или они ремонтировали и обживали то, что было воздвигнуто до них в глубокой древности?». Ведь греки и римляне вполне могли облюбовать себе кем-то ранее обжитое место и на готовых фундаментах и руинах более древних сооружений, возможно, тех же богов, воздвигнуть Священный город с мощеными улицами, театром, административными зданиями, банями и некрополем с саркофагами. Я не исключаю этой версии, и в путевых заметках попытался обосновать свои предположения, аргументируя их фотографиями и историческими справками
Автор статьи : Анар Гасимов,
Дата публикации: 28 мая 2016г.
Ссылка на живой журнал автора : http://anar-gasimov.livejournal.com
Внимание! Не разрешена републикация текста без ссылки на первоисточник.