Статья о Tomba Bella - "Прекрасной гробнице"
Попытка идентификации саркофага в Хиераполисе

       Так называемая "Прекрасная гробница" или Tomba Bella является монументальной гробницей (некогда включавшей саркофаг), возведенной в городе Хиераполис (совр. Памуккале, Турция) непосредственно перед Северными Византийскими воротами. Обычно столь пафосные сооружения (heroon) возводились в честь умершего героя и использовалось в качестве культа преклонения перед его заслугами. Место с руинами гробницы(саркофага) было раскопано Паоло Верзоне (P. Verzone), первым руководителем итальянской археологической миссии в Хиераполисе (MAIER) в 1960 году, но сведения о ней в полном объеме никогда не поступили в открытую печать. Саркофаг, найденный в Хиераполисе
      Гробница была возведена еще до разрушительного землетрясения 60 года н.э. Последующая коренная реконструкция города предполагала перемещение гробниц и саркофагов на новое место - на север, примерно в двух километрах от города. Однако данная гробница была оставлена на своем месте - в наиболее престижном, центральном квартале города. Это прямо указывает на исключительность персоны, чей прах покоился в гробнице. Примерная дата захоронения впервые была обнародована в трудах V. M. Strocka и по мнению исследователя лежит в интервале с 1 по 60 годы н.э, другими словами, в период правления Юлиев-Клавдиев или первой императорской династии в Древнем Риме. Вокруг точной даты разгорелись жаркие дебаты и она была неоднократно оспорена, однако, последние исследования могут подтвердить правильность изначальных предположений V. M. Strocka.

Саркофаг героя в Хиераполисе

       Детальный анализ, сделанный Д. Панарити и Р. Ungaro (D. Panariti and R. Ungaro), позволил авторам выполнить графическую реконструкцию и визуализировать архитектуру саркофага и гробницы в 3D-пространстве в виде эскиза. Сооружение имело два этажа. На полу каждого этажа, по всему периметру гробницы, лежали белоснежные мраморные плиты. Сегодня только четырехугольное основание подиума, сделанное из травертина, сохранилось в своем первоначальном месте. Большое число элементов мраморных украшений, блоков травертина и других архитектурных элементов находятся на земле, вокруг памятника. Саркофаг, найденный в Хиераполисе Здание имело "П" образную форму. На нижнем этаже, спереди, две колонны были выполнены в ионическом ордере, а базовые колонны имели массивную четырехугольную форму. На верхнем этаже все колонны выполнены в корфинском ордере и открывают широкий вид на тяжелый, массивный саркофаг, помещенные туда! сам саркофаг был накрыт массивной покатой крышей из чистого мрамора. Период изготовления элементов памятника явно указывает на года правления первой императорской династии в Древнем Риме. Это подтверждается массой аналогичных саркофагов, найденных повсеместно в малой Азии, для которых выполнены точные радиоизотопные измерения и установлены примерные периоды их изготовления. Архитектурный стиль и высочайшее качество отделки несомненно выделяют эту гробницу из обилия утилитарных гробниц и саркофагов, найденных как в Хиераполисе, так и во всей малой Азии.

       Благодаря своим невиданным размерам, сложности и многогранности оформления каждой их четырех сторон, саркофаг по праву занимает исключительное положение в азиатской серии. Особо следует отметить на уникальное использование "повествующего (иллюстрирующего события жизни героя) фриза". По этой причине при изготовлении саркофага, по всей видимости, были заказаны серии фриза, постепенно описывающие этапы жизни и подвиги героя. Оригинальность и инновационный характер фриза прямо указывает на специальный заказ в мастерских. Без сомнения, изготовление гробницы стоило колоссальных денег. М. Waelkens отмечает, что для выполнения заказа потребовалось знание и умение целой группы мастеров, работающих в технике, типичной для школы Dokimeion - города во Фригии, где был расположен крупнейший мраморный карьер и мастерские по его обработке. Однако с этим утверждением можно и не согласиться. Подиум и другие найденные мраморные украшения имеют явно выраженный серый и желтоватый оттенок, тогда как мрамор из Докимеона всегда характеризовался наличием красных вкраплений. Ныне саркофаг был восстановлен, реконструирован, а затем впервые показан в 1978 году в историческом музее Памуккале, Турция , где он до сих пор и находится. Позже в запасниках музея были найдены новые фрагменты фриза, однако по целому ряду причин они до сих пор не укреплены на саркофаге. Все артефакты имеют одинаковую технику исполнения, масштаб, технические детали и выполнены из аналогичного сорта мрамора.

Кто же владелец монументальной гробницы?

       Итак, мы мучительно пытаемся найти ответ на вопрос - для кого была построена столь величественная гробница. Хотя точные эпиграфические данные отсутствует, столь великолепная, даже можно сказать исключительная с точки зрения проектирования и изготовления, а также детали иконографии гробница с большой долей вероятности принадлежала одному из самых почитаемых и уважаемых граждан города Хиераполис. Прекрасная гробница на плане города Иераполис Вероятно, он получил звание гражданина Рима в награду за некоторые очень важные по значимости деяния, совершенные им во имя родного города. На основе системного анализа остатков фризов гробницы и учета ряда сведений, относящихся к периоду Юлиев-Клавдиев в Хиераполисе, могут быть выдвинут целый ряд гипотез об этом гражданине города. Обнаружен целый ряд финансовых документов, которые были подписаны в период между 50 и 54 гг. н.э. Маркус Суилиусом Антиохой, муниципальным секретарем. Он неоднократно готовил проекты эмиссий имперских монет с изображениями Клавдия Британика и молодого Нерона (в начальные периоды его властвования). Например, одна из монет изображает храм с надписью "GEN El SEB ASTON" на лицевой стороне. Вполне возможно, что этот храм мог быть возведен как символ имперского культа при активной помощи Антиоха. А строительство такого храма в Хиераполисе позволило бы городу стать лидером в гонке за neocoria между городами Малой Азии. Маркус Суилиус Антиоха является одним из немногих граждан Иераполиса, получивших римское гражданство во времена Юлиев-Клавдиев. Анализ показывает, что он (возможно) получил гражданство по ходатайству члена видного римского семейства Suillii, чья тесная связь с провинцией Малая Азия было хорошо известна. Наиболее вероятными кандидатами на эту роль являются Публий Суилиус Руфус (Publius Suillius Rufus ) или или его сын Маркус Суилиус Нерулинус (Marcus Suillius Nerullinus). Для того, чтобы получить покровительство такие важной семьи, чья взаимосвязь с императорским двором отображена в трудах Тацита (ann. 13.43), Антиох должен был совершить что то неслыханное по отношению к родному городу Иераполис. Что же именно?...

Использованная литература

Ilaria Romeo. "Beautuui iomo and civic identity in Julio-Claudiaii Hierapolis".
Vedi D. Campanile: Ancora sul culto imperiale in Asia, in: MediterraneoAntico 4/2 (2001), 473-488.
Vedi l'importante documento pubblicato da T. Ritti: La neocoria di Hierapolis di Frigia, in: Epigraphica.
Atti delle Giornate di Studio di Roma e di Atene in memoria di Margherita Guarducci (1902-1999),
On "double citizenship" in Roman Asia, see Smith 2008.
Burnett, Amandrv and Ripolles 1992, nos. 2969-73.
Holtheicle (1983, 66) believed this to be to the only instance, but a recently-discovered fragmentary
inscription mentions a Gains lull us (T. Ismaelli, pers. comm.).
PJR S700; RE 4A..1 (1931) 719-22, s.v. "Suillius" (M. Fliiss) no. 4; Syme 1970, 27-39; Vogel-VVeidemann
1982, 387-97, no. 52 ; Stumpf 1991; YYoiser 1998, 279; Tortoriello 2004, 570-72, no. 64.
PJR S699; RE AAA (1931) 718-19, s.r. "Suillius" (M. Hiiss) no. 3; Vogel-VVeidemann 1982, 394-95; Netie
Pauly 11 (2001) 1091, s.v. "Suillius" (VV. Eck) no. 2; Tortoriello 2004, 569-70, no. 63.

Автор проекта


Меня зовут Константин. Я проживаю в г.Перми, на Урале, в России. Небольшое интервью со мной опубликовано здесь. Для связи с автором этого web-проекта используйте следующие ссылки в Интернете
"В контакте": Авторская страница
"В контакте": Группа о Стамбуле и Турции

Мы Вконтакте