Термессос (Termessos). Небольшое вступление

         Тысячи русских туристов и не подозревают, что всего в 30 км от центра города Анталья расположен великолепный исторический памятник. Чуть-чуть везет тем группам туристов, которые едут на экскурсию в Памуккале на автобусах. Выехав на горный серпантин после Антальи, они слышат от гида - взгляните налево, там, высоко в горах, находится город Термессос. И, пожалуй, все.
         Летом 2008 году я случайно нашел в Интернете информацию и фотографии этого удивительного места и решил, во что бы то ни стало, побывать там. А чуть позднее в сентябре, когда мы с женой в очередной раз прибыли в любимый турецкий город Кемер, то в один из дней отправились в индивидуальный тур "Перге-Термессос". Организованных экскурсий по такой программе в принципе не бывает, поэтому мы долго искали вариант "автомобиль+гид". В итоге, нам всетаки повезло с гидом и ценой (главное) на эту поездку, но об этом я поведаю в конце рассказа.

История Термессос

          Эта часть рассказа является моим собственным переводом и компиляцией того англоязычного материала, который я нашел на небольшом числе англоязычных сайтов об истории Турции. Русские сайты, как правило, туристических фирм - дают маленькие, скупые и порой противоречивые данные.
          Город, переживший период максимального расцвета во времена Римской империи, находится в 30 км к северо-западу от Анталии на большом плато между двумя остроконечными вершинами к югу от горы Гюллюк-Солум, на высоте 1050 м над уровнем моря. Это историческое место Турции сохранилось практически в первозданном виде. Густые заросли и деревья на крутых склонах скрывают руины в том виде, в котором люди оставили их после землетрясения V в. н.э.
          Благодаря великолепным флоре и фауне, в первую очередь дикой козе, этот регион был объявлен «Национальным парком Гюллюк - Термессос». Слово «Терме», лежащее в основе названия на этрусском языке, обозначает «горный пояс, проход». «Асса» означает, «высотная крепость». Таким образом, Термеас обозначало «Высотная крепость на горном перевале».
          Несмотря на территориальную близость с Антальей, город не принадлежал региону древней Памфилии, а лежал между пограничными полосами Писидни. Жители древнего Термессоса считались очень отважными, воинственными и смелыми людьми. Они называли себя "солимианами". Возможно, такой сильный характер сформировался под влиянием холодного и сурового альпийского климата этого региона.
          Термессос, сформировавшийся и развивающийся с начала 6 в. до н.э., установил сообщение с береговым ликийским городом Фазелис и таким образом получил выход в море. Во 2 и 3 столетиях до н.э., Термессос достиг периода своего расцвета и его население возросло до 150 тысяч человек. Город Термессос, который ни разу не подвергался захвату, имел в высшей степени хорошо оснащенную систему водоснабжения. В результате исследований на юге подножия горы Солим в направлении города Фазелис обнаружились выдолбленные в скалах каналы, которые простирались до Антальи по трубам протяженностью 30 км. Предполагается, что по этим каналам текли оливковое масло и вино, произведенные в этой местности, в находящийся на побережье Фазелис, где наполнялись в кувшины и на кораблях перевозились и продавались в других странах.
          Древний город Термессос был построен таким о6разм, что изначально были предусмотрены и максимально использованы все оборонительные преимущества, предоставляемые самим расположением города. С восточной и западной сторон он был защищен естественными природными скалистыми образованьями с обнаженными горными породами, в то время как входы в долину были ограждены высокими верхними и нижними городскими стенами. Зайти в Термессос можно было только проходя через встроенные в эти стены ворота. На фото справа видны две горы. Оранжевая точка - центр города. В противоположном конце зеленая точка - вход в город. Красный цветом показаны две оборонительные стены.
          Название города мельком упоминается в Илиаде, но про самих жителей ничего не известно в истории вплоть до событий 334 года до н.э., когда Термессос отказался сдаться Александру Македонскому во время его военной кампании на пути следования по Малой Азии.
          Александр Македонский хотел пойти во Фригию из Памфилии, и согласно Arrian (историк) он выбрал дорогу, проходящую через Термессос. Фактически, есть и другие проходы, намного ниже по высоте и более доступные, но почему Александр хотел подниматься на крутые горы для прохода, все еще является предметом спора. В письменах Arrian сказано, что его соратники из города Перге (Perge) подсказали Александру неправильный путь. Александр Македонский потратил впустую много времени и усилия для того, что бы найти проход в горах. В итоге все разведчики Александра неизменно приходили к стенам нижнего пояса обороны города Термессос. В гневе он подтянул все войска к Термессос и окружил его снизу. Хотя император всячески старался подчинить непослушных горожан Термессоса, тем не менее благодаря уединенности города и недоступности его укреплений для осады, усилия остались тщетными и Александр был вынужден приказать снятие осады. Александр продолжил свой путь через Сагаласос, ограничившись лишь поджогом оливковых рощ, окружавших Термессос.
         Город пережил два периода процветания: первый в эллинистическую эпоху, а второй во II-III веках во время очень ограниченного в этом районе правления римлян.
         В определенный период Термессос находился под гегемонией Египта.
         В период эллинизма Термессос постепенно перенимал древнегреческую культуру, язык и даже демократию. Городской театр был построен как раз в это время, он служил как местом для развлечений, так и ареной политических споров. На всем протяжении господства эллинистической культуры Термессос был вынужден постоянно воевать со своими соседями, иногда даже одновременно с несколькими. За помощь Термессоса в компании против Силга, Аттал II из Пергама построил в городе изящный портик.
          С бергамцами пришедшими в эту местность позже, Термессос был в хороших отношениях, сохранив эти отношения с приемниками Бергамы, римлянами и подписал в 72 г.до н.э. договор, после заключения договора город стал быстро развиваться, начато строительство различных сооружений.
          Термессос был союзником Рима и поэтому городу был предоставлен независимый статус римским Сенатом; согласно этому закону гарантировались его свобода и права. Независимость города была подтверждена и самостоятельной чеканкой монет в городе Термессос, которые имеют название "Autonomous ". При чеканке монет никогда не использовалось изображение римских императоров.
          Со стороны Римского сената горожане Термессоса были признаны «друзьями и союзниками» римлян и им было предоставлено привилегированное право "самим формулировать свои зоны". Большинство остатков строительных сооружений датируются именно этим периодом.
          В результате мощных землятресений 5 и 9 веков нашей эры город Термессос был сильно разрушен. Прежде всего, были нарушены системы водоснабжения. Город, который за всю свою историю ни кем не был завоеван, прекратил своё существование. Город не был восстановлен и жители постепенно перебирались в другие города Ликии и Памфилии на побережье. Развалины города сохранились до настоящего времени. Позже, пришедшие в эту местность туркмены Текеоглу построили в этой священной Византийской долине Эудокиас караван сарай под названием «Эвдир Хан».

Наше путешествие. Начало


         Итак, история города нам известна. Пожалуй, единственное о чем я не упомянул - так это о том, что Термессос в современной истории был впервые "найден" и вновь описан в 1842 году. Именно тогда натуралист Edward Forbes, исследуя природу горного массива, случайно наткнулся на остатки нижнего города, а затем открыл современному миру Термессос, сделав массу ручных зарисовок руин города.
         Пора в путь. Мы выехали из центра Антальи в северо-западном направлении (город Коркутели). Наш водитель вел машину по дороге D350. По этой дороге идут караваны автобусов в Памуккале. У национального парка "Гюллюк - Термессос" есть указатель, поэтому мы развернулись и поехали назад. Через 40-60 метров есть указатель для въезда на территорию парка. Мы повернули направо и двинулись вглубь леса. В сторожевой будке мы заплатили по 5 евро и, бесконечно петляя, стали подниматься в горы.

Эту дорогу хорошо видно на интернет-картах . В итоге мы оказались на стоянке автомашин на нижней части города. С обеих сторон мы видели достаточно крутые горы с обнаженной горной породой, а впереди, в зарослях леса - остатки нижней оборонительной стены, которая полностью закрывала проход вперед. Cправа видны остатки храма Artemis-Hadrian, вход в который, скорее всего, восстановлен в наше время. Блоки стен беспорядочно разбросаны землетрясением. Но в целом конструкция угадывается. Прекрасно сохранились ступени в храм и часть барельефов (см.фото справа).

Вперед, только вперед. И наверх!

          Подниматься вверх, в горы, можно двумя путями. Один - правый, проходит мимо некрополя. Это наиболее тяжелый путь. Не советуем. Второй путь слева от автостоянки и поднимается вверх. Эта городская дорога называется "королевская улица" и в эллинический период она проходила по укреплениям, мимо цистерн с водой и другим строениям. "Королевская дорога" была построена во втором веке по просьбе и на средства горожан и пересекала город практически по прямой (см. фото слева). В наше время этот путь также достаточно тяжелый. Во-первых, как таковой дороги нет, она засыпана землей, мелкой породой, ветками, а остатки плит и вовсе лежат беспорядочно, во вторых- дорога достаточно крутая.
          Примерно за 10 минут нам было предстоит подняться вверх, еще на 400 метров над уровнем моря. Мы начинаем подъем и спустя некоторое время видим справа остатки нижней защитной стены, которая проходила между склонами гор. Думается, она была значительно выше (более 8 метров), так как закрывает только проход между склонами. Хотя возможно именно на склонах были выстроены дополнительные башни. Хотя стена и не высокая, надо обратить внимание на то, что она стоит на крутом склоне (примерно 25-30 градусов), что создает еще больший эффект высоты. Сюда невозможно доставить тяжелую технику для взлома стен, а уж тем более трудно думать о штурме под градом стрел оборонявшихся (см. фото справа).
          Справа мы видим "котлован", в котором был некогда расположен нижний город. Сегодня это место труднопроходимо. Остатки нижнего города засыпаны многометровой толщей земли, плотно утромбованы и заросли высокими деревьями и кустарником, который скрывает профиль - крутой, тяжелый подъем в гору для инфантерии потенциального врага. А мы продолжаем путь по остаткам королевской дороги и через некоторое время наш путь становится заметно легче, подъем закончился и тропинка вывела нас к зданию гимназии.

Гимназия

         Итак, мы на высоте 1050 метров над уровнем моря. Однако на первой фотографии (внизу, слева) видно, что окружающие горы еще выше и неприступнее. Остатки гимназии в настоящий момент, как и весь город, сильно заросли деревьями и кустарником. Землетрясение оставило нам лишь половину стен. Тем не менее, неплохо сохранились два зала для занятий. Снаружи здание гимназии декорировано нишами и орнаментами в Дорическом стиле. Эти здания датируются первым веком нашей эры. Поражает высота и длина здания, геометрические пропорции. Обращаю внимание на отделку камней - на них нанесен рисунок.

Это простые геометрические фигуры, но они абсолютно верные. Представляю, сколько времени затрачено на выдалбливание и шлифование каждого камня. Безусловно, нужно было бы потратить больше времени, исследовав здание изнутри, но времени нет и мы движемся далее по городу.

Агора

         Основные официальные здания города расположены на равной поверхности вблизи внутренней защитной стены города. Наиболее интересной является агора, имеющая особенную архитектуру. Первый этаж агоры продаж покоится на каменных блоках.
         К северо-западу находится пять внушительных подземных цистерн для запасов воды. Отверстия в цистерны зарешечены, ибо глубина их примерно 10 метров, а общий объем даже трудно предположить, думаю, туда легко войдет 80-100 тонн воды. Цистерны выложены изнутри известняком, крестообразные выступы в них мне непонятны. Справа внизу снимок одного из колодцев, что повсеместно встречается под ногами в городе. Он до сих пор функционирует и имеет глубину примерно 2-3 метра.


         Агора окружена с трех сторон колоннами. Колоннады были построены в подарок городу от короля Атталос II(150-138 до нашей эры). На северо-западе колонны были построены Осбаросом в 1 веке и точно имитировали колонны Атталоса. Улица с колоннадами на северной стороне, лавками и колоннадами с обеих сторон была широким местом для гуляния. В наше время агора разрушена, как и ее колонны, что вполне понятно - здесь бушевали землятресения. Колонны хаотично лежат на земле.
         На фото мы стоим прямо на поверхности внутренней защитной стены. По разным источникам ее высота составляет от 8 до 10 метров !

Отсюда открывается великолепный вид на долину, откуда мы не так давно поднимались вверх, в город. Долина четко огорожена с каждой из двух сторон высокими горными массивами, что создавало естественную защиту от проникновения в город с запада и востока.

Амфитеатр

         К востоку от агоры расположен театр, построенный в классических римских традициях. Места для зрителей располагаются точно по половине круга и разделяются входом, который в наше время разрушен и засыпан камнями. Создается впечатление, что блоки, лежащие кучками на сцене, собраны археологами в настоящее время и принадлежат, скорее всего, разрушенным башням справа и слева от сцены. С другой стороны они могли обрамлять театр сверху, упали вниз, на трибуны и были собраны археологами позднее, в наше время.


          Театр вмещает 4000-5000 зрителей. Большая арка являлась входом в театр прямо с агоры. Как я уже говорил, арка разрушена и ее место сильно засыпано камнями. Параметры театра указывают на время его возведения - примерно 2 век нашей эры. Сцена отделена от помещений стеной с пятью дверями с богатыми орнаментами в отделке. Предполагалось, что на нижнем этаже были расположены пять комнат для животных, которые выпускались в оркестровую яму для проведения боев.


          Я спустился на арену и прошел за сцену. Неимоверное количество камней правильной формы, хаотично наваленные друг на друга, лежат там с момента обрушения здания. Они упали вниз, под гору, скрывая реальную высоту холма, на котором возведен театр. Скорее всего, задняя часть здания театра имела весьма значительную высоту - примерно до 5-6 метров. Скамейки театра до сих пор сохранили свою форму, однако местами просели, а в некоторых местах разрушились. Арена сильно замусорена блоками. Стену с дверями пристроили в римский период развития Термессоса. В любом случае мелкий камень, из которого она выстроена, неубедителен. У меня сложилось мнение о том, что стена достроена в наше время.


          По совету отельного гида я прошел в правую часть театра, около оркестровой ямы. Там великолепно сохранилась кладка и выходы в комнаты для животных, правда засыпанные блоками при землетрясении.
          Из театра открывается удивительный вид на окружающий пейзаж, а утром в ясную погоду видна Анталья и кусочек моря. Скорее всего, это неправда, написанная в путеводителе. Анталья и море видны, но с вершины горы, обрамляющей город с запада. Убедитесь в этом, рассматривая фото слева, спасибо его неизвестному автору, осилившему подъем еще примерно на 300 метровую высоту на гору. В любом случае, ни один из посещенных мной амфитеатров не оставил на меня столь глубокого впечатления. Насколько я помню - театр в Термессосе один из немногих "высотных" в Турции, впрочем, еще стоит увидеть его аналог в г. Пергаме.

Одеон

         Как было принято в других классических городах - одеон (место заседания городского совета или парламента) располагался недалеко от театра. Это здание, также чем-то похожее на театр, возведено в Термессосе примерно в первом веке до нашей эры. Здание одеона на редкость хорошо сохранилось до уровня крыши и показывает прекрасное качество архитектуры и строительства. Верхний ярус украшен в Дорическом стиле ( выделение прямоугольника в блоке путем выдалбливания камня) и сооружено из крупных прямоугольных блоков, в то время как нижний ярус вообще не украшен и имеет два входа. Здание освещалось из одиннадцати больших окон в восточных и западных стенах. Периметр крыши здания - примерно 50 квадратных метров. По всей вероятности одеон возведен на пласте породы, который практически не деформировался в результате землетресения. Что представляет из себя крыша - представить невозможно, верхняя часть здания не сохранилась. Обломки крыши укрыты под толщей земли.
         Внутренность здания в наше время полностью заполнена сорной землей и мелким камнем. Мы не можем представить внутреннее убранство, но археологи предполагают, что в нем могло одновременно разместиться до 500 человек. Небольшие экспедиции в наше время показали, что под слоем земли нас ждет много удивительного, ведь уже на глубине нескольких метров были найдены фрагменты мраморных мозаик на стенах. На одном из английских сайтов археологов я обнаружил фотографии этой мозаики, получившей название "мозаика из Термессоса" (см. фото справа).

Храмы

          Всего было обнаружено шесть храмов различного размера и типа. Четыре храма находились поблизости от одеона. Первый храм был точно позади одеона, предполагается, что он был построен во имя бога Zeus Solymeus.Еще можно видеть остатки четырехметровой высоты. Этот храм посвящен культу Зевса, которому поклонялись жители Термессоса Вокруг здания храма были обнаружены фрагменты рельефных изображений сцен сражений богов с монстрами.
         Второй храм находится к северо-западу от одеона. Он имеет размеры в периметре 5.50x5.50 метров. Храм был посвящен Артемису, а возвели на средства фонда, который организовали Aurelia Armasta и ее муж. Храм датирован концом второго века нашей эры.
          К западу от храма Артемиса находятся остатки храма в дорическом стиле. Храм имел от шести до восьми колон. Судя по периметру, это был самый большой храм в Термессосе. Оценивая останки храма можно предположить, что храм также посвящен Артемису.
         Далее к западу находятся остатки маленького храма, практически у подножия горы. Храм находился на высоком подиуме,но был разрушен. Тем не менее, можно уверенно сказать, что при его строительстве были соблюдены правила классического построения храмов. Вход в храм был справа. Скорее всего, храм посвящался полу-Богу или герою. Храм датирован вторым или третьим веком нашей эры.
         Два остальных храма расположены около колонн, возведенных Атталосом и датированы третьим веком нашей эры.
         Я не сделал фотоснимки храмов, кроме храма Artemis-Hadrian по причине того, что они сильно разрушены и в ничтожной части восстановлены в наше время.

Некрополь

          Было бы удивительным, если бы этот город не имел своего кладбища. Однако малая территория города дает повод предположить, что и в загробном мире имело место неравенство. Богатые люди имели возможность захоронить свои останки на территории города, образуя некрополи. Где хоронили рядовых граждан - пока неизвестно.
          К югу, западу и северу, чаще около верхней городской оборонительной стены можно увидеть большое количество могил и саркофагов вырубленных из известняка. Безусловно, все они пострадали от охотников за сокровищами и разграблены. Всюду валяются крышки, многие саркофаги варварски полуразрушены. Саркофаги скрыты в густых зарослях леса, частично вросли в землю, раскрыты и беспорядочно разбросаны. Но в момент погребения в них было много одежды, украшений и других богатых вещей. Известен саркофаг для собаки, который сейчас доступен в музее в Анталье.
         Саркофаги могли выполняться как из камня, так и из дерева. Все они имели богатые орнаменты. Хорошо известен саркофаг генерала Аклетиса. Саркофаги датируются вторым-третьим веком нашей эры, временем господства Римской империи. Для этого периода характерно наличие пьедесталов. Были найдены семейные могилы, в которых саркофаги помещались в богато декорированные склепы.


         Наибольшее впечатление на нас произвели склепы, вырубленные в горах. К сожалению, многие из них загажены вандалами (на стенах видны надписи и следы копоти, от разводимых в них костров). Часть постаментов попросту разбиты, как и сами саркофаги, но угадываются по рельефу стен.


         Некоторые из склепов защищены барельефами с головами фурий (медуз), которые якобы предохраняли склепы от взлома.
         Путешествие по некрополю вниз наиболее сложное - дороги нет, тропинка идет по зарослям леса, по корням деревьев, по щебню и листу. Тем не менее, это тоже часть нашего путешествия.

Заключение

         На наш взгляд Термессос является историческим памятником, получившим наименьшее вмешательство со стороны человека. Небольшие надстройки, безусловно, имеют место, но носят характер скорее "обозначительный". Нигде я не видел бетона, который уже неприятно мозолит глаз в г.Перге. Фактически вы попадаете в город таким, каким его покинули люди в 5 веке нашей эры, оставшись без воды и еды.
         Город трудно проходим. Деревья, кустарник, сорная колючая трава, щебень надежно укрывают под толщей земли многочисленные артефакты. Термессос ждет финансирования археологов, которые без сомнения откроют миру массу удивительных предметов старины. На ряде сайтов я видел монеты, отчеканенные в Термессосе. Боюсь, их продажа в Интернете за 111$ есть результат "черной археологии". Ряд саркофагов турки-археологи перевезли в археологический музей в Анталье. Выпущена специальная литература об исследовании землетрясений на здания Термессоса. По всей видимости, исследования ведутся, но вяло, хаотично, а результаты пылятся в стопках ведомственной литературы.
         Мы знаем, что в Российском Интернете масса блогов содержит фотографии Термессоса. Но объемного описания истории города и его артефактов нет. Думается, наша работа первая, хотя мы и не претендуем на истину.
         К сожалению, рядовой турист из России ничего не знает о Термессосе. А может это и к лучшему. Пусть по его древним улицам ходят только те, кто действительно любит открывать для себя древний мир. И любит изучать историю Турции отнюдь не из окна кондиционированного автобуса, слушая рассказы гида.

PS

         При себе иметь литр воды на человека. Фотоаппарат на 100 кадров минимум. На ногах кроссовки, длинные брюки. Иначе ноги будут изрезаны сухостоем. Приехать лучше ранним утром (не так печет солнце ). Те, кто взял машину на прокат - молодцы. Купите у охранника путеводитель. Отвлекайтесь от маршрута - в кустах и зарослях таится масса интересного. Лезьте везде и куда глаза глядят. На автостоянке есть цивильный туалет. При выезде у сторожки есть простое гезлеме, но утолить голод можно запросто.
          Утром и днем - вы встретите в городе Термессосе не более 30 человек. Таких же "оторванных". Как правило, это иностранцы, идут по десятидневному маршруту "История Турции".
         Смелее открывайте Турцию вне территории отелей и магазинов. Турция - удивительная страна с удивительной, древнейшей историей. Окунитесь в нее и вам вновь и вновь захочется вернуться в эту замечательную страну.

Внимание

Автор статьи и фото :  Филиппович К.В.
Дата первой публикации в Интернет :  Январь 2009 г.
Внимание! Не разрешена републикация текста без ссылки на первоисточник.


Полезная Информация

Легенда о Термессос
Рассказ о событиях, связанных с осадой Термессоса войсками Александра Македонского, который без особого труда брал один за другим города на юге Малой Азии. Рассказ будет полезен всем, кто интересуется историей древности.

Обсуждение:Термессос



Автор проекта


Меня зовут Константин. Я проживаю в г.Перми, на Урале, в России. Небольшое интервью со мной опубликовано здесь. Для связи с автором этого web-проекта используйте следующие ссылки в Интернете
"В контакте": Авторская страница
"В контакте": Группа о Стамбуле и Турции

Мы Вконтакте